Сектор наблюдения за Землей растет огромными темпами, несколько частных и государственных игроков намерены запустить десятки спутников в ближайшем будущем. В этой статье краткое изложение пяти интересных разработок, связанных со спутниковыми данными и их применением во всем мире.
Сектор глобального наблюдения за Землей (EO) растет быстрыми темпами, и ожидается, что в ближайшие годы как коммерческие компании, так и государственные учреждения запустят сотни спутников. Можно проанализировать несколько технологий и рыночных тенденций, связанных с этим сектором — от различных типов датчиков, которые будут запускаться на борту спутников, до роли искусственного интеллекта (ИИ) в обработке и осмыслении спутниковых данных. Однако пять стратегических тенденций особенно выделяются, поскольку они в конечном итоге заложат основу для растущего сектора ДЗЗ и повысят его значимость в более широкой космической отрасли.
Суверенное наблюдение за Землей
Используя достижения космической отрасли, такие как снижение стоимости доступа к космосу, увеличение миниатюризации спутниковых систем и подсистем и внедрение инновационных бизнес-моделей, таких как "космос как услуга", несколько стран инвестируют в группировки спутников ДЗЗ в рамках своей национальной космической стратегии. Например, Австралия ранее в этом году заявила о проектировании, строительстве, запуске и эксплуатации четырех новых спутников ДЗЗ; ОАЭ объявили об их группировке SAR (Synthetic Aperture Radar) спутников, а также планы коммерческих компаний ДЗЗ внесли свой вклад в политику в области данных наблюдения за Землей и их соответствующих правительств, таких как LatConnect60 в Австралии и Nara Space Technology в Южной Корее.
Эти изменения обусловлены тремя конкретными факторами:
- Глобальные тенденции, включая изменение климата и эволюционирующую геополитику:
Нестабильное политическое положение в мире подтолкнуло страны к укреплению своих стратегических активов, одним из которых является использование спутников для наблюдения за Землей по соображениям национальной безопасности. Это, в сочетании с климатическим кризисом и, в частности, необходимостью инвестировать в инструменты экологического мониторинга, послужило фундаментальным обоснованием для стран инвестировать в ДЗЗ.
- Стратегические интересы суверенитета и независимости данных:
Несмотря на то, что на орбите находятся сотни спутников ДЗЗ, принадлежащих как учреждениям, так и коммерческим компаниям, и тысячи планируется запустить в ближайшее десятилетие, большинство стран заинтересованы в том, чтобы убедиться, что они независимы от данных для суверенных целей. Это привело к тому, что некоторые страны объявили о нескольких национальных группировках спутников ДЗЗ, даже если они существенно не отличаются от тех, которые уже находятся на орбите.
- Социально-экономическое обоснование ДЗЗ:
Несмотря на то, что ДЗЗ имеет стратегическое значение с глобальной точки зрения, для каждой страны инвестиции в этот сектор гарантируют повышение квалификации местного населения, а также тысячи рабочих мест.
Появление моделей 'как услуга'
Что делает тенденцию к суверенному ДЗЗ возможной и несколько более легкой в реализации, так это появление моделей "космос как услуга" и, совсем недавно, "спутник как услуга".
Модели "Космос как услуга" позволяют правительствам вносить свой вклад в миссию ДЗЗ, поставляя критическую полезную нагрузку, в то же время, по сути, "отдавая на аутсорсинг" остальную часть космического сегмента коммерческим компаниям.
К ним относятся такие компании, как Spire и Loft Orbital, которые отвечают за интеграцию полезной нагрузки, сборку и тестирование, соглашения об обслуживании запуска и эксплуатацию спутников. Эта модель позволяет частному сектору вносить свой вклад в разработку миссии, а также в производство полезной нагрузки, тем самым гарантируя экономическое обоснование миссии ДЗЗ.
Модели 'Спутник как услуга' – это недавняя разработка. Например, ICEYE, финский производитель микроспутниковых SAR-систем, недавно объявил, что в ближайшие месяцы он представит свое новое предложение полностью работоспособных SAR-спутников. Эта модель позволяет странам и компаниям приобретать готовые спутники у таких производителей, как ICEYE, тем самым гарантируя, что активы полностью принадлежат таким клиентам, как они сами.
Интересно, что теперь также возможно приобрести спутники ДЗЗ, уже находящиеся на орбите, как видно из недавнего объявления NanoAvionics, в котором компания заявила, что ей удалось продать один из своих орбитальных спутников неназванному покупателю.
Хотя эти две модели часто используются как взаимозаменяемые, между ними существуют очевидные стратегические и финансовые различия. Некоторые страны выбирают одну из двух моделей, исходя из своих бюджетов и конкретных потребностей. Однако следует отметить, что традиционные контракты на производство спутников пока никуда не денутся.
Например, Airbus недавно получил контракт на 160 миллионов евро на спутник FORUM Европейского космического агентства (ЕКА) для измерения тепла, излучаемого Землей в космос. "FORUM", что сокращенно от "Понимание и мониторинг исходящего излучения в дальнем инфракрасном диапазоне" (Far-infrared Outgoing Radiation Understanding and Monitoring), станет первым спутником, который будет наблюдать за Землей в дальнем инфракрасном диапазоне и обеспечит уникальные измерения исходящей энергии планеты, чтобы помочь улучшить понимание климатической системы.
Модели прямой и обратной вертикальной интеграции
Модели вертикальной интеграции становятся все более распространенными в ДЗЗ — не только с точки зрения космического сегмента, когда компания решает проектировать, строить и запускать спутники с помощью собственных возможностей, но и спускаясь по цепочке создания стоимости в нижестоящую отрасль. Мы наблюдаем две тенденции вертикальной интеграции в ДЗЗ — прямую и обратную.
'Прямая вертикальная интеграция' является наиболее распространенным видом, когда организации не только вертикально интегрированы в космический сегмент, но и принимают решение о собственной разработке продуктов на основе данных со спутников. Некоторые компании делают это оппортунистическим образом, в то время как у некоторых есть стратегическое обоснование, как видно из разработки Planet, которая объявила о "планетарных переменных", использующих их приобретение Vandersat.
Планетарные переменные - это предварительно обработанные, точные потоки данных, которые измеряют условия на поверхности Земли, чтобы фиксировать и количественно оценивать изменения в динамических системах и предоставлять эту информацию лицам, принимающим решения на местах.
Это означает, что Planet не только пытается владеть и контролировать бизнес-деятельность, выходящую за рамки сбора и распространения данных ДЗЗ, но и вертикализуется в сельском хозяйстве, то есть фокусируется на развитии возможностей для конкретной вертикали, в отличие от предложения горизонтальных возможностей для решения проблем по вертикали.
'Обратная вертикальная интеграция' - это новая тенденция среди организаций, решающих развивать свои собственные возможности в области ДЗЗ в рамках своего бизнеса. Это может означать, что компании инвестируют в создание собственных функций EO и использование данных из существующих коммерческих и институциональных источников (также известных как "стратегия обработки данных').
Но это также может относиться к компаниям, которые предпочитают инвестировать в создание своих собственных группировок ДЗЗ, либо с нуля, либо через стратегическое партнерство / инвестиции с существующими коммерческими игроками ДЗЗ (также известными как 'космическая стратегия'). Intellion от Husqvarna и Vegetation Manager от Hitachi, оба инструмента мониторинга растительности, являются примерами первого подхода.
Планы от компаний, в том числе Tomorrow.io, ExxonMobil и Palantir являются различными версиями последнего подхода. По мере развития индустрии ДЗЗ ожидается, что все больше компаний, занимающихся ДЗЗ, решат вертикализировать и создавать продукты для конкретных отраслей и вариантов использования, тем самым продвигаясь вперед по вертикальной интеграции. Некоторые компании, не входящие в отрасль ДЗЗ, предпочтут не только получать данные от существующих игроков ДЗЗ, но и дополнять их своими собственными возможностями, либо с помощью "стратегии данных", либо 'космической стратегии'.