Распространение данных
В отличие от спутников связи, которые могут начать приносить миллионы долларов дохода сразу после запуска*, ДЗЗ требует значительных усилий для извлечения коммерческой ценности из данных, собранных спутниками. Все начинается с уровня распространения, состоящего из:
- инфраструктуры для хранения и обработки данных, получаемых спутниками. Очевидно, что между крупными игроками здесь и компаниями ДЗЗ — Maxar и AWS, Planet и Google — существуют эксклюзивные партнерские отношения. Поскольку облако всегда будет играть ключевую роль в хранении и обработке данных ДЗЗ, я вижу, что этот уровень становится дойной коровой для Google, AWS и Azure по всему миру, пока обработка не переместится на периферию — обработку данных на орбите (мы только начинаем!).
- компонент Platform/Marketplace для объединения различных типов данных ДЗЗ (Booking.com для ДЗЗ?) и предоставления вычислительной среды (XCode/Eclipse IDE для ДЗЗ?). Интересное сочетание компаний, работающих над упрощением доступа к спутниковым данным и работы с ними. Я ожидаю, что геопространственное сообщество и сообщество дистанционного зондирования будут поддерживать этот уровень в рамках моделей оплаты по мере использования, но я ожидаю, что большая часть ценности ДЗЗ будет реализована через уровень аналитики.
Аналитика
Это уровень, где реализуется большая часть ценности данных ДЗЗ (вероятно, не применимо к оборонному сектору, но обычно я не включаю их в свой анализ, хотя они являются крупнейшим пользователем ДЗЗ). В целом я вижу этот уровень, состоящим из 3-х компонентов:
- Аналитика как таковая, которая включает в себя ряд компаний, преобразующих спутниковые изображения в информацию, в основном использующих науку о дистанционном зондировании и возможности ИИ для извлечения аналитики из данных ДЗЗ (автомобилей, деревьев, зданий и т. д.), потенциально полезных в любой отрасли или области в зависимости от потребности/проблемы, т.е. «сначала вширь», а не «сначала в глубину». Учитывая масштабируемость, связанную с этой моделью, вполне вероятно, что компании на этом уровне будут генерировать регулярные доходы в краткосрочной перспективе за счет оплаты за модели использования/подписки, пока конечные пользователи не решат создать внутренние команды для выполнения этих задач по мере необходимости (или) не решат приобрести продукты непосредственно у компаний, входящих в Инсайты (Insights) или Прикладные применения (Application), как описано ниже.
Уровень Инсайты (Insights), который включает в себя компании, которые решили пойти «в глубину», пытаясь решить проблему (или несколько) в рамках определенной вертикали. Используя данные ДЗЗ в качестве основного источника данных, компании на этом уровне пытаются «использовать данные ДЗЗ для решения проблем». Поскольку ни применимость данных ДЗЗ к различным отраслям, ни масштабируемость решения не были полностью выяснены, большая часть доходов, как правило, основана на проектах*. По сути, это означает, что подавляющее большинство компаний на этом уровне начинают действовать как консультанты, работающие над проектами в рамках определенной вертикали, в отличие от создания масштабируемых решений с высоким годовым регулярным доходом (ARR) — причудливым KPI, используемым венчурными капиталистами и инвесторами. Однако по мере того, как данные ДЗЗ начинают становиться мейнстримом, я надеюсь, что компании на этом уровне разработают масштабируемый продукт, который можно будет продавать как программное решение, по сути превратив их в SaaS-подобные компании. Я предсказываю (опять-таки бесстыдно), что некоторые из этих компаний попытаются масштабироваться за счет интеграции с компаниями-разработчиками корпоративного программного обеспечения (в мире IBM, SAP и Oracle), по сути, используя ДЗЗ для питания продуктов в фоновом режиме.
Прикладные применения (Application), которое в основном также включает компании, которые идут «сначала вглубь» в рамках определенной вертикали, но самая большая разница заключается в том, что они сосредоточены на «решении проблемы», в которой ДЗЗ может играть или не играть заметную роль. Таким образом, я считаю, что эти компании находятся за пределами сферы ДЗЗ — подобно тому, как Uber, Deliveroo и Airbnb находятся за пределами сферы космической отрасли, даже если они используют космические технологии в своих продуктах. Весьма вероятно, что эти компании финансируются некосмическими вертикальными инвесторами, что дает им стратегическое преимущество перед другими слоями в открытии рынка конечных пользователей. Учитывая, что эти компании пытаются использовать подход «сначала проблемы», а не подход «сначала ДЗЗ», они с большей вероятностью найдут масштабируемую бизнес-модель на основе SaaS, особенно если они работают над проблемой на большом адресуемом рынке. Я полагаю, что компании в «Insights»перейдут в «Application», как только они определят, что продукт соответствует рынку с масштабируемым решением — что, я считаю, более вероятно, когда ДЗЗ считается просто еще одним источником данных, и внимание сосредоточено на решении проблемы.
Моя острая точка зрения: Вертикализация в ДЗЗ
«Острая точка зрения — это точка зрения, с которой другие могут не согласиться. Это убеждение, к которому вы твердо относитесь и которое готовы отстаивать. Это ваша диссертация по темам в вашей области знаний». - Уэс Као.
Моя острая точка зрения заключается в том, что будущее ДЗЗ будет «вертикальным» — это означает, что компании сосредоточатся на развитии возможностей для решения проблемы в рамках конкретной вертикали, а не на предоставлении многоцелевых данных, способных решать различные проблемы в разных отраслях и вариантах использования. В конце концов, это может быть не так уж уникально, поскольку именно это произошло в мире программного обеспечения — горизонтальное SaaS и вертикальное SaaS. Тем не менее, я считаю, что многомиллиардный рынок* ДЗЗ можно разблокировать только за счет вертикализации, хотя и при значительной поддержке со стороны горизонтальных ДЗЗ-компаний — в конце концов, именно они предоставляют фундаментальные, многоцелевые данные об ДЗЗ, которые затем могут быть объединены с вертикальными данными ДЗЗ для создания масштабируемых решений для решения конкретных проблем.
Я выделил на рисунке ниже несколько примеров по вертикалям, чтобы пояснить свою точку зрения. Исторически сложилось так, что в ДЗЗ была только одна вертикаль интереса - оборона и разведка. Но это меняется, и я (опять же, бесстыдно) предсказываю, что компании будут еще больше вертикализоваться, то есть идти дальше «сначала вглубь». Нынешние «горизонтальные геологоразведочные компании» уже продемонстрировали некоторые перспективы в вертикализации — Planet решила диверсифицироваться в направлении создания радарных спутников, Iceye заключила стратегическое партнерство со Swiss Re (крупнейшей швейцарской страховой компанией). У вас также есть компании, не входящие в сферу ДЗЗ, которые вступают в ДЗЗ, чтобы заполнить свои пробелы в данных или создать решения на основе ДЗЗ для своей конкретной вертикали / домена. Некоторые примеры — Tomorrow.io (ранее Climacell), метеорологическая компания, решившая построить спутники ДЗЗ для улучшения своих услуг, и аналогичный случай с ClimaVision. AXA создает AXA Climate, чтобы предлагать параметрическое страхование на основе информации из данных ДЗЗ. Еще много примеров на рисунке.