В настоящее время космические возможности в Азиатско—Тихоокеанском регионе в значительной степени контролируются сверхдержавами - Китаем, Индией и Японией. Однако в последние годы другие страны региона также начали осваивать Космос, мотивированные главным образом социально-экономическими событиями и стремлением стать самостоятельными с точки зрения национальной безопасности. В то время как некоторые страны могут быть более амбициозными, чем другие, космическая гонка определенно продолжается среди всех этих стран.
Космическая деятельность лежит в основе большей части современной жизни. Начиная с углубления нашего понимания Земли, Вселенной и человечества и заканчивая обеспечением национальной безопасности, космическая деятельность предоставляет важнейшие данные, продукты и услуги, которые стимулируют инновации в нашей повседневной жизни. Доступ к космосу и его использование в настоящее время являются вопросом национальных интересов, а в некоторых частях мира космос даже считается частью национальной инфраструктуры.
Сегодня космический сектор переживает исторический период. Во всем мире космическая деятельность стремительно развивается, что приводит к появлению новых возможностей во многих секторах социально-экономики. На Западе эта революция вызвана коммерческим сектором, благодаря известным предпринимателям NewSpace. Однако на Востоке космические программы по-прежнему в значительной степени реализуются правительством.
Страны Азиатско-Тихоокеанского региона не являются исключением. Такие страны, как Южная Корея, Тайвань (R.O.C.), Филиппины, Таиланд, Малайзия, Индонезия, Вьетнам, Сингапур, Австралия и Новая Зеландия, развивают и расширяют свой собственный космический потенциал, следуя по стопам космических сверхдержав региона: Китая, Индии и Японии.
Космос как национальная необходимость
В настоящее время только Китай, Индия и Япония обладают всеобъемлющими космическими возможностями и обладают полной космической инфраструктурой: космическими технологиями (связь, спутники наблюдения за Землей (EO) и навигационные спутники), производством спутников, ракетами и космодромами. Другие страны региона должны полагаться на международное сотрудничество для реализации своих соответствующих космических программ. Ожидается, что в ближайшие годы ситуация в некоторой степени изменится, поскольку многие страны региона развивают собственный космический потенциал в рамках своих последних стратегий.
В июне 2022 года Южная Корея запустила свою ракету "Нури", выведя на орбиту шесть спутников, что сделало ее седьмой страной в мире, успешно запустившей полезную нагрузку весом более одной тонны на полностью местной космической ракете-носителе.
Правительство Южной Кореи недавно объявило об инвестициях в космос в размере 619 миллионов долларов США в своем бюджете на 2022 год, который включает в себя развитие космодрома, создание спутниковой навигационной системы и сети связи 6G. Запуск лунного орбитального аппарата и посадка беспилотного космического аппарата на Луну к 2031 году также являются частью амбициозной космической программы страны.
На протяжении многих лет отечественная серия спутников наблюдения за Землей KOMPSAT успешно предоставляла национальным и международным сообществам пользователей оптические снимки очень высокого разрешения и спутниковые снимки SAR. Последнее поколение KOMPSAT-6 в настоящее время ожидает запуска.
Как и Южная Корея, Тайвань также объявил об амбициозных инвестициях в размере 900 миллионов долларов США на развитие своего космического сектора в течение следующего десятилетия. Это включает в себя запуск десяти спутников отечественного производства в космос к 2028 году и разработку стартовой площадки. Китайская Республика запустила серию спутников ДЗЗ в рамках своих программ FORMOSAT. Последняя миссия FORMOSAT-8 включает в себя шесть спутников, которые, как ожидается, будут запущены в период с 2024 по 2029 год.
Австралия, с другой стороны, в значительной степени зависит от данных ДЗЗ, поступающих от международного сообщества. Австралийская гражданская космическая стратегия на 2019-2028 годы подчеркивает стремление страны укрепить свой суверенитет в области наблюдения за Землей, определения местоположения, навигации и синхронизации, а также изучить ее потенциал в качестве коммерческой стартовой площадки.
"Космические технологии - это важнейшие возможности, которые поддерживают наших людей, нашу планету и наше процветание. Космос как сектор является национальным императивом, который должен быть на первом месте у всех развитых стран как ключевая область инвестиций", - сказал Энрико Палермо, глава Австралийского космического агентства.
ДЗЗ для получения социально-экономической выгоды
Космические программы стран региона Юго-Восточной Азии относительно скромны по сравнению с их более развитыми аналогами. Поскольку регион страдает от длинного списка повторяющихся крупномасштабных экологических проблем, включая штормы и наводнения, лесные пожары и вырубку лесов, а также неурожаи, их космические программы в большей степени сосредоточены на решении этих проблем и получении социально-экономической выгоды.
Таиланд был одной из первых стран Юго-Восточной Азии, запустивших свой собственный спутник ДЗЗ. THEOS-1 был запущен в 2008 году в сотрудничестве с правительством Франции для мониторинга сельскохозяйственных районов, получения обновленной информации о ситуациях с наводнениями и изучения различных аспектов управления природными ресурсами. Ожидается, что спутник второго поколения, THEOS-2, будет запущен в конце 2022 или начале 2023 года. Проект THEOS-2 направлен не только на закупку спутника у главного подрядчика, но и на расширение собственных возможностей Таиланда по разработке небольшого спутника. Это могло бы произойти благодаря сотрудничеству с Surrey Satellite Technology Limited (SSTL) в области проектирования и разработки спутников. Проект также будет сосредоточен на развитии людских ресурсов в этой области и на строительстве зданий AIT (Сборка, интеграция и тестирование) и других объектов в качестве инфраструктуры для поддержки космической экономики в стране.
В 2021 году правительство Таиланда в сотрудничестве с академическими кругами создало Тайский космический консорциум (TSC), включающий 12 агентств и исследовательских институтов Таиланда, связанных с космическими технологиями, для совместного развития и наращивания космического потенциала страны. Консорциум намерен произвести в общей сложности пять небольших спутников, полностью изготовленных на месте, в период с 2023 по 2027 год. Ожидается, что пилотный спутник под названием TSC-Pathfinder будет запущен в 2023 году для целей ДЗЗ. Другой спутник наблюдения за Землей, TSC-1, будет запущен в 2025 году.
"В Таиланде космические технологии, промышленность и связанные с ними виды деятельности можно рассматривать как космическую экономику — одну из новых отраслей S-образной кривой для поддержки всех основных национальных стратегий и планов, таких как Национальные стратегии (2018-2037), концепция Таиланда 4.0, а также 13-й Национальный план экономического и социального развития (проект), в котором основное внимание уделяется устойчивому развитию страны во всех аспектах, от инноваций до отраслей с высокой добавленной стоимостью и услуг", - сказала Татьяна Чуэнтрагун, заместитель исполнительного директора Агентства по развитию геоинформатики и космических технологий (GISTDA), Таиланд.
Вьетнам также в сотрудничестве с правительством Франции запустил свой первый оптический спутник наблюдения за Землей VNREDSAT-1 в 2013 году, чтобы лучше отслеживать и изучать последствия изменения климата, прогнозировать и принимать меры по предотвращению стихийных бедствий, а также оптимизировать управление своими природными ресурсами. Вьетнам и Франция подписали еще одно двустороннее соглашение в 2021 году о разработке последующей программы VNREDSAT-2. Ожидается, что программа внесет значительный вклад в укрепление космического потенциала Вьетнама для удовлетворения национальных потребностей, содействия экономическому развитию и распространения знаний для благосостояния общества.
Стратегия развития и применения космической науки и техники до 2030 года была утверждена в 2021 году с целью развития потенциала космической науки и техники в стране.
Другие страны Юго-Восточной Азии, такие как Малайзия, Индонезия, Филиппины и Сингапур, запустили серию микроспутников, в основном продуктов исследований и разработок в рамках сотрудничества правительства и академических кругов.
За последние пять лет в регионе произошло много интересных событий, связанных с формированием национальных космических агентств.
"Нельзя сбрасывать со счетов способность космоса вдохновлять нынешнее и будущие поколения новаторов в решении насущных проблем сегодняшнего дня и в построении будущего. Инвестиции в эти возможности поддерживают создание новых знаний, которые стимулируют научное предприятие, стимулируют местную рабочую силу, обладающую знаниями, и инновации, а также способствуют международному сотрудничеству", - сказал доктор Джоэл Джозеф Марчиано-младший, Генеральный директор Филиппинского космического агентства.
Национальные космические агентства
В любой стране космическая экосистема представляет собой сложную сеть заинтересованных сторон, в которую входят организации и предприятия, занимающие центральное место в деятельности, связанной с космосом, и создании ценности (от восходящего к нисходящему потоку); посредники в такой деятельности; и конечные бенефициары или пользователи. Экосистеме требуется координационный центр для руководства и создания рамок, которые могли бы стимулировать космическую деятельность и ценности. За последние пять лет в регионе произошло много интересных событий, связанных с формированием национальных космических агентств.
Австралийское космическое агентство было создано в 2018 году для координации вопросов гражданского космоса в рамках правительства и поддержки роста и трансформации космической отрасли Австралии. До тех пор в Австралии не было космического агентства.
Филиппинский закон о космосе 2019 года учредил Филиппинское космическое агентство (PhilSA) в качестве центрального правительственного учреждения, занимающегося всеми национальными вопросами и деятельностью, связанными с космической наукой, технологией и приложениями. На Филиппинах до тех пор тоже не было космического агентства.
Также в 2019 году Кабинет министров Малайзии одобрил слияние Малазийского агентства дистанционного зондирования (MRSA) с Национальным космическим агентством (ANGKASA) в одну координационную организацию — Малазийское космическое агентство (MYSA). Это было сделано для обеспечения того, чтобы развитие космического сектора в стране и управление им осуществлялись стратегическим, организованным и всеобъемлющим образом.
В будущем региональное космическое сотрудничество будет иметь основополагающее значение для сокращения разрыва в космических возможностях и повышения безопасности.
В 2021 году правительство Индонезии приняло смелое решение ликвидировать более 40 своих министерских и государственных исследовательских агентств и создать Национальное агентство по исследованиям и инновациям (BRIN) в качестве единственной национальной исследовательской организации. Одним из ликвидированных агентств был Национальный институт аэронавтики и космонавтики (ЛАПАН), который имел долгую историю авторитета в области аэрокосмической промышленности и космоса в Индонезии.
В марте 2022 года Индонезийское космическое агентство (INASA) было сформировано как специальный орган при БРИНЕ, чтобы Индонезия выполняла космические политические функции, включая координацию космической политики, политическое лобби и международное партнерство.
Южная Корея приняла Закон о содействии развитию космической деятельности еще в 2005 году. Однако в 2021 году Комитет по науке и технологиям Национального собрания страны объявил о предложении внести поправки в Закон, включающие создание национального космического агентства с бюджетными и научно-исследовательскими полномочиями по усмотрению для содействия развитию космической отрасли Южной Кореи.
Агентство будет находиться под контролем Президента и отвечать за столь необходимую координацию различных структур, участвующих в управлении национальной космической политикой и усилиями. В настоящее время Корейский институт аэрокосмических исследований (KARI) осуществляет надзор за исследованиями и разработками, в то время как ключевые решения и политика в основном принимаются Национальным космическим комитетом.
Поскольку регион охватывает уникальную и разнообразную группу экономик, космическая направленность и стратегия для каждой экономики, естественно, также разнообразны. Однако растущие государственные инвестиции, подкрепленные стимулирующей космической политикой, являются шагом в правильном направлении для этих развивающихся экономик, чтобы сохранить существенные позиции в современном космическом ландшафте.
Аналогичным образом, Закон о космическом развитии, который прошел окончательное чтение в законодательном органе Тайваня в мае 2022 года, предписал реорганизацию Национальной космической организации (NSPO) в Национальный космический центр, вневедомственный государственный орган. Закон охватывает такие виды деятельности, как регистрация запусков и космических аппаратов; утверждение проектов запуска; создание, эксплуатация и управление космодромами; и использование данных, полученных в ходе миссий.
Поощрение участия частного сектора
Заглядывая дальше, можно сказать, что единственный способ, которым развивающиеся экономики могут обеспечить устойчивость космического сектора, - это поощрять частный сектор к участию в инвестициях и создании продуктов и услуг с добавленной стоимостью. В этом отношении решающее значение имеет создание благоприятной нормативно-правовой среды.
В 2018 году Австралийское космическое агентство внесло поправки в предыдущий Закон Австралии о космосе, который содержал жесткое и устаревшее законодательство, не поддерживающее нынешний быстро развивающийся и высоко коммерциализированный космический сектор.
"Ближайшая задача, которую нам пришлось преодолеть, заключалась в устранении барьеров для участия промышленности, чтобы мы могли способствовать росту и инновациям во всем секторе, обеспечивая при этом надлежащее управление безопасностью и национальными интересами", - говорит Палермо.
Измененное пространство (Запуски и возвращения) Закон 2018 года теперь обеспечивает большую ясность и гибкость для австралийского космического сектора в плане доступа к космосу в коммерческих целях.
В настоящее время Таиланд разрабатывает свой Национальный закон о космосе, чтобы создать основу, которая будет направлять и поощрять большее число игроков и предприятий к участию в отрасли. По словам Чуэнтрагуна, Таиланд впервые инициировал политические и правовые механизмы для продвижения космической экономики в стране: "Разъяснение ролей и обязанностей и убеждение заинтересованных сторон в том, что Закон и генеральный план будут полезны для развития страны в целом, было долгим и сложный процесс. Однако сейчас это происходит, и мы приближаемся к нашей цели".
Вторая проблема заключается в содержании Национального закона о космосе и генерального плана, которые должны быть скорее поддерживающими, а не контролирующими и лишающими; Закон также должен разработать четкие и общие рамки для всех. Это важно для привлечения большего числа инвесторов, производителей, малых и средних предприятий и стартапов в космическую индустрию и бизнес, добавляет Чуэнтрагун.
По сравнению с другими странами региона, в Сингапуре и Новой Зеландии в большей степени доминирует коммерческая деятельность, а не крупная правительственная космическая программа.
Космическая индустрия Сингапура неуклонно росла на протяжении многих лет. Существует более 50 компаний, включая множество стартапов, занимающихся широким спектром связанной с космосом деятельности - от проектирования и производства космических компонентов до предоставления спутниковых услуг.
"В рамках нашей Программы развития космических технологий стоимостью 150 миллионов сингапурских долларов (108 миллионов долларов США) мы стремимся развивать космическую экосистему и промышленность Сингапура, поощряя местных исследователей и космические компании служить национальным приоритетам и быть конкурентоспособными на международном уровне", - сказал Дэвид Тан, исполнительный директор Управления космических технологий и промышленности Сингапура.
В 2019 году правительство Новой Зеландии подписало соглашение со своим американским партнером, компанией MethaneSAT LLC, о создании спутника, предназначенного для обнаружения глобальных выбросов метана. Запуск спутника запланирован на октябрь 2022 года, и это первая космическая миссия Новой Зеландии, финансируемая правительством.
В 2017 году Rocket Lab, государственный американский производитель аэрокосмической продукции и поставщик услуг запуска, успешно запустила свою первую испытательную ракету на полуострове Махия, что сделало Новую Зеландию одной из 11 стран, которые в настоящее время могут запускать спутники в космос со своей территории.
Будущие перспективы
С продолжающимся развитием технологий, а также появлением новых бизнес-моделей и коммерческих приложений долгосрочные перспективы космической отрасли в регионе являются радужными. Они включают потенциальные возможности в новых областях, таких как производство в космосе (ISM) и обслуживание и сборка на орбите, в дополнение к традиционным областям спутниковой связи, навигации и ДЗЗ.
Поскольку регион охватывает уникальную и разнообразную группу экономик, космическая направленность и стратегия для каждой экономики, естественно, также разнообразны. Однако растущие государственные инвестиции, подкрепленные стимулирующей космической политикой, являются шагом в правильном направлении для этих развивающихся экономик, чтобы сохранить существенные позиции в современном космическом ландшафте.
Хотя в настоящее время каждая экономика сосредоточена на национальном развитии, в будущем региональное космическое сотрудничество будет иметь основополагающее значение для сокращения разрыва в космических возможностях и повышения безопасности. Именно так регион может заявить о своей доле в грядущей глобальной космической индустрии стоимостью в триллион долларов.
Космическая гонка, возможно, на данный момент не является равной, но в ближайшие годы она может привести к совершенно новому космическому ландшафту. Азиатско-Тихоокеанский регион, безусловно, является регионом, за которым стоит понаблюдать.