— Вся история отечественной космонавтики была связана исключительно с государством. Для широкой публики вообще может стать откровением, что в космической отрасли у нас существует какой-то частный бизнес. Каково сейчас его состояние и способен ли он профинансировать масштабные проекты в космической сфере?
— Когда мы говорим о внебюджетных инвестициях, совершенно необязательно, что это инвестиции из частного сектора. Те компании, которые себя причисляют к частному космическому бизнесу, далеко не всегда используют именно частные инвестиции. Они используют существенную систему господдержки, подчас просто прямой федеральный бюджет, и в этом смысле они не отличаются от компаний Роскосмоса, которые такие же акционерные общества, которые также точно могут использовать как бюджетные средства, так и внебюджетные.
Прецеденты, когда используется внебюджетное финансирование для космических программ, есть. Один из них — это «Газпром космические системы», дочернее общество Газпрома, акционерное общество — в общем, частная компания, за которой стоит большой холдинг. А второй — это ФГУП «Космическая связь», оператор связи в России. ФГУП вообще не частная компания, но и эта государственная организация использовала механизмы внебюджетного финансирования. Часть ее орбитальной группировки сделана за частные средства. Частные не в смысле чьи-то личные, а в смысле внебюджетные.
У меня есть некий скепсис по отношению к тому, что космические проекты без государственной поддержки смогут показывать результаты. Несколько организаций пытались, например, создать ракетную технику — S7 Space, например. Но сейчас их не слышно в связи с неудачами. Получится ли у тех компаний, которые сейчас на слуху, создать самоокупаемый космический бизнес, пока вопрос, они только пытаются это сделать.
— В связи с этим сенаторы перед рассмотрением законопроекта о космическом ГЧП предлагали внести в него поправки о том, что должна быть система льгот для частного бизнеса, который решится инвестировать в космическую отрасль. Как вы считаете, какая должна быть эта система льгот?
— Уже сегодня мер господдержки для инвестиций в промышленность насчитывается более трехсот. Но подавляющее большинство компаний об этом не знает, их не использует и приходится создавать все новые меры поддержки. Но если серьезно говорить, то отечественные компании, которые вкладываются в создание космической техники, должны получать протекционистские меры защиты: либо полный запрет, либо заградительные пошлины на вхождение в них иностранного капитала не в плане денег, а иностранных активов — например, запрет на покупку иностранных спутников.
Вторая история — это эксплуатация космической техники. Допустим, ты оператор связи и предоставляешь услуги на территории Российской Федерации, и есть глобальные операторы, которые за счет эффекта масштаба могут демпинговать. Надо наших операторов от этого защищать. Дальше начинаются чисто финансовые инструменты поддержки. Например, льготное кредитование и/или господдержка в форме вхождения в уставный капитал за счет имущественного взноса государства. Какие-то специальные, до сих пор не предусмотренные, меры, мне кажется, избыточны.
— Какова будет роль Роскосмоса в этом ГЧП?
— В истории с концессией роль Роскосмоса — концедент, это то окно в системе государственной власти, в которое приходят частники, от которого получают гарантии и которое проводит экспертизу финансовой модели государственно-частного проекта в космической сфере. Это с одной стороны. С другой, за Роскосмосом остается роль регулятора космической отрасли. Кроме того, это госкорпорация, основной производственный актив страны по созданию космической техники. В этом смысле вполне возможно, что дочерние или внучатые компании госкорпорации будут реализовывать те же механизмы, что и частник, потому что разница между ними лишь в природе капитала.
— Какие проекты в космической отрасли, на ваш взгляд, наиболее подходят для ГЧП?
— Это проекты спутниковой связи, проекты спутников дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ), если будет введена монетизация данных ДЗЗ, потому что нужен возвратный финансовый поток. Проектами ГЧП также могут стать ракеты-носители нового поколения. Но тогда придется преобразовывать механику ценообразования в ракетостроительной отрасли, потому что основной заказчик ракет-носителей — это государство. Наша система ценообразования — это система Cost-plus (стратегия ценообразования, предусматривающая добавление фиксированного процента или суммы прибыли к себестоимости продукта или услуги — прим. ред.), что не позволяет обеспечить достаточную маржинальность для покрытия затрат на опытно-конструкторские работы (ОКР) при создании ракетно-космических комплексов.
Но механизм окупаемости ввести, конечно, можно. Перспективная ракета «Амур-СПГ» будет принципиально дешевле, чем действующие ракеты-носители, и она вполне могла бы стать объектом государственно-частного партнерства.
Если говорить о пилотируемой космонавтике, то у американцев есть программы по привлечению частников в пилотируемую программу: больше всего на слуху SpaceX с ее кораблями Crew Dragon. Но, мне кажется, это не совсем механизм государственно-частного партнерства, это контракты с частными компаниями. В российской действительности это были бы контракты с частным производителем. Какой-нибудь стартап решит делать пилотируемые космические корабли. Контракт Роскосмоса будет не с РКК «Энергия», которая традиционно у нас делает пилотируемый корабль, а с этой новой компанией. Но это не совсем ГЧП, это модель, когда государство рискует и от традиционных поставщиков переходит к новым. Это не концессия, не ГЧП в традиционном понимании. В целом же военный космос, да и пилотируемая космонавтика, мне кажется, останутся в традиционной государственной схеме.
— Наземная космическая инфраструктура сможет стать объектом ГЧП?
— Наземка без объектов в космосе сама по себе не существует. Нельзя сделать сеть пунктов управления или сеть станций приема сигнала со спутников, не понимая, что у тебя на орбите. Мне кажется, задействовать здесь механизмы ГЧП будет проблематично.
— Уже есть примеры реализации проектов на основе ГЧП?
— Они пока в проекте. Сейчас мы, например, обсуждаем проект создания орбитальной группировки спутников дистанционного зондирования Земли с частными партнерами и планируем организовать его на концессионных принципах, уже под новый закон. Получится из этого что-то или нет, посмотрим.
— Мы, когда создаем систему государственно-частного партнерства, наверное, ориентируемся на какие-то зарубежные образцы. К какой зарубежной системе ГЧП — американской, европейской или китайской — будет ближе наша?
— Механизмы ГЧП очень похожие везде, они нацелены на простую вещь — привлечение частного капитала в проекты с низкой доходностью и с высоким риском. Если говорить об Америке, то у них есть специфика, связанная с инвестиционной истерикой. Там и граждане, и компании, и венчурные фонды нацелены на рискованные инвестиции. И когда начинается волна каких-то проектов, например, в космической отрасли, или как были известные ситуации с доткомами и ипотечной пирамидой, начинаются судорожные инвестиции. Несмотря на периодические кризисы с обесцениванием активов, этот инструмент «истеричных» инвестиций приносит успех. Но для нашей ситуации он практически не подходит. Это не свойственно нашему обществу осуществлять такую агрессивную инвестиционную активность.
В Китае по-другому: там что частные инвестиции, что государственные управляются, по большому счету, централизовано. Эта модель нам ближе, когда частные компании стартапного типа получают государственную поддержку. В США оперируют частными инвестициями, волнами IPO и госзаказом, как регулятором насыщения рынка деньгами из бюджета. Это, скорее, не наша ситуация. Нам, наверное, ближе Восток.
«России не нужен свой Илон Маск»
— Несколько лет назад в интервью РИА Новости вы высказали сомнение, что SpaceX сможет стать прибыльной компанией, что все равно все это убыточно. Не поменяли сейчас точку зрения?
— Нет, не поменял, я точно также считаю. SpaceX — это же пирамида. Она как была пирамидой, так и осталась, она просто еще строится. И, может быть, построится... Если брать наши подходы к оценке рентабельности, космическая компания Илона Маска в них не вписывается по определению. Она существует за счет госсубсидий на ракетные пуски, распространение терминалов Starlink, заказов военных… SpaceX по сути является одной из базовых национальных идей Соединенных Штатов: там всегда должен быть Генри Форд, который поднялся снизу, и любые средства, вкладываемые в такие фигуры, — это больше элемент национальной политики, а не экономики. Говорю не с целью критики. Но для России этот метод не подходит.
— Российские законы о коммерциализации космической деятельности и о том же ГЧП не направлены на то, чтобы попытаться вырастить такого частного лидера космической отрасли, как SpaceX?
— Я в это не верю в принципе. Не потому, что у нас не может появиться новый Королев. Может. Но Маск и SpaceX — это продукт национальной политики США. Нашему обществу этого не надо, нет запроса. Поэтому специально создавать такого героя бессмысленно. Мне кажется, этого не будет. Талантливые управленцы, организаторы или инженеры, которые создают технику, у нас есть и появляются новые, но вряд ли кто-то из них достигнет такого масштаба, как Илон Маск. Мы коллективом сильны.
— Предполагается ли, что государство у нас сохранит за собой ведущую роль в ракетостроении, космических запусках, пилотируемой космонавтике, практически монополию, а частному бизнесу отводится роль создателя спутников и не более?
— Нет, это не обязательно. Если частный инвестор видит перспективу в создании, допустим, космического ракетного комплекса — и стартового комплекса, и ракеты — пожалуйста, нет вопросов, с этим можно приходить, с этим можно работать. И более того, я знаю людей, которые это делают. Не буду говорить, они не очень публичны, но есть, потихонечку делают, может что-то получится хорошее.
— Может возникнуть ситуация, когда предприятиям Роскосмоса составит конкуренцию некая частная компания или компании, которые будут ракеты-носители производить?
— Может. Собственно, и внутри Роскосмоса есть компании, которые составляют конкуренцию друг другу.
— Негосударственные игроки вмешаться в эту конкуренцию могут?
— Теоретически такое возможно, но пока ни у кого не получалось.
— Поправки в закон о госкорпорации «Роскосмос», в частности, предлагают наделить Роскосмос правом выпускать облигации. На что должны пойти привлеченные таким образом деньги?
— Выпуск облигаций тогда имеет смысл, когда эмитент вкладывает вырученные средства в быстрое развитие и этим развитием может обеспечить купонный доход по облигациям. Деньги будут вкладываться в проекты развития, в самые прорывные проекты.
Коммерциализация космоса: когда заработает рынок данных ДЗЗ
— С 1 января будущего года ожидается вступление в силу закон о коммерциализации рынка космических услуг. Как вы оцениваете перспективы появления в России рынка спутниковых данных? Можно, хотя бы приблизительно, оценить его объемы в деньгах?
— Появление такого закона оцениваю очень положительно. Речь идет о монетизации данных дистанционного зондирования Земли и платности сервисов на их основе. Пока что данные ДЗЗ у нас бесплатные, и обмен продуктом космической деятельности происходит между создателями за бюджетные средства спутников и бюджетными же потребителями спутниковой информации. Рынок замкнут. Частный инвестор не может вкладываться в систему ДЗЗ или в космический спутник мониторинга Земли, потому что рынка не существует.
В этом смысле монетизация данных ДЗЗ — это очень хорошая мера. Она позволяет не только Роскосмосу по-другому взглянуть на потребности, спрос и на орбитальную группировку, но и привлечь частные инвестиции. А потребители в лице федеральных и региональных органов исполнительной власти, когда данные становятся платными, станут генерировать адекватный, не завышенный спрос на них.
Что касается будущих объемов рынка, то мировой рынок данных ДЗЗ, по большому счету, сформирован американскими операторами. Самый известный — Maxar. Он к 2040 году прогнозирует свои продажи на уровне $4 млрд в год. Это не очень много. Мировой рынок геоинформационных услуг, построенный на данных ДЗЗ, в два-три раза больше. Европейцы, например, пошли по пути создания программы «Коперник» — предоставления данных бесплатно только ради развития рынка геоинформационных услуг. Если у нас закон о платности данных ДЗЗ охватит все категории потребителей, то его годовой объем может достигнуть 200 млрд рублей. Если не будет охватывать всех, и заработает, условно говоря, американская модель (у них скорее гибрид между бесплатным государственным потреблением по фьючерсным контрактам и частного потребления), то российский рынок будет в районе 20-40 млрд рублей в год.