Как создать из простых фотографий 3D-модели

В мире 3D‑картографирования мы сталкиваемся с серьёзной проблемой. Как превратить сотни разрозненных плоских фотографий в целостный, реалистичный и удобный для навигации цифровой мир? Мы делаем тысячи снимков с дронов и наземных точек съёмки — например, нового жилого комплекса или исторического объекта, — но объединение их в плавную, правдоподобную 3D‑модель зачастую требует много времени и вычислительных ресурсов. К тому же результат редко выглядит идеально.

На сцену выходят Neural Radiance Fields (NeRF) — нейронные поля излучения. Этот метод, основанный на искусственном интеллекте, стремительно меняет представления о том, как должен выглядеть цифровой двойник. NeRF предлагает по‑настоящему современное решение: с помощью глубокого обучения он воссоздаёт невероятно сложные 3D‑сцены на основе простого набора 2D‑изображений.

Этот новый подход меньше опирается на измеренную геометрию и больше — на изученное поведение света. В результате мы получаем слой цифровой реальности, поразительно близкий к фотореализму.

Давайте ответим на ключевые вопросы о NeRF в геопространственном контексте: как именно он превращает обычные фотографии в 3D‑миры.
При изменении положения камеры NeRF генерирует соответствующее изображение. Источник: dtransposed
1. Как NeRF начинает работу с фотографий?

Традиционно мы создаем 3D-миры, используя явную геометрию, с огромными файлами, наполненными сетками и текстурами. NeRF использует совершенно другой подход. Он собирает фотографии местности, определяет положение каждой камеры и обучает небольшую сеть искусственного интеллекта понимать, как выглядит сцена с каждого возможного ракурса.

Вместо хранения огромных геометрических файлов NeRF кодирует всю сцену непосредственно в памяти нейронной сети. Это огромное преимущество для картографирования. В то время как традиционные 3D-модели разрастаются до огромных размеров по мере съемки деталей городского масштаба, NeRF сохраняет высокое визуальное разрешение без пропорционального увеличения размера файла. Это делает его идеальным для облачных цифровых двойников, где необходимо эффективно передавать пользователям высокодетализированные сцены.

Что действительно делает NeRF?

Изучение света и плотности в объемном пространстве

Чтобы создать плавную и реалистичную трехмерную сцену, NeRF сначала изучает физику окружающей среды. Нейронная сеть обучается предсказывать цвет излучения света в любом направлении из любой точки трехмерного пространства.
Процесс прост. Искусственный интеллект запрашивает каждую точку сцены на основе её трёхмерного положения и направления просмотра. Для каждой точки он предсказывает два ключевых значения: RGB цвет и объёмную плотность, которая показывает, насколько твердым или непрозрачным является этот участок. Чтобы визуализировать изображение, NeRF использует дифференциальное объемное рендеринг. Через сцену проходят виртуальные лучи, собирая и накапливая цвета и плотности вдоль каждого луча, пока не появится конечный пиксельный цвет.
Neural Radiance Fields (Нейронные поля излучаемости. Источник: Mildenhall et al.
Одной из главных причин, почему NeRF выглядит настолько реалистично, является включение направления обзора. Это позволяет захватывать сложные оптические эффекты, зависящие от угла зрения, такие как отражения и блики, которые естественно меняются при движении камеры. Итогом становится живая и динамичная сцена, которая ощущается подлинно трехмерной.
Метод трассировки лучей. Источник: Создание объемного алгоритма трассировки лучей Райана Брукса
3. Почему NeRF кажется волшебным инструментом для картографирования?

Способность NeRF создавать навигационную, непрерывную и фотореалистичную 3D-среду представляет собой прорыв в геопространственной визуализации. Он генерирует высокореалистичные изображения с уровнем детализации, которого трудно достичь с помощью традиционных 3D-методов. Сеть естественным образом моделирует сложную физику освещения, лучше справляясь с неравномерными или резкими условиями освещения, чем старые методы. Поскольку поверхности непрерывны, NeRF избегает блочности или зазубренных краев, которые могут появляться в обычных полигональных моделях.

Еще одно преимущество заключается в том, как ИИ обрабатывает вывод. Традиционная фотограмметрия требует высокого перекрытия между фотографиями, чтобы избежать пробелов, но NeRF может синтезировать правдоподобные и визуально точные данные в областях с разреженным покрытием. Эта способность заполнять недостающую информацию имеет важное значение для быстрого создания контента. Кроме того, синтез изображений NeRF позволяет пользователям плавно перемещаться по реконструированной сцене, генерируя новые ракурсы камеры, которые никогда не были запечатлены на исходных фотографиях. Эта возможность имеет решающее значение для иммерсивных приложений и современных цифровых двойников.
4. Чем NeRF отличается от фотограмметрии?

Для специалистов в области геопространственных технологий это различие имеет решающее значение. NeRF и фотограмметрия — не конкуренты, а взаимодополняющие инструменты. Традиционная фотограмметрия триангулирует точки для создания точных моделей, производя плотные облака точек и экспортируемые сетки. Этот подход отдает приоритет проверяемой точности, которая необходима для инженерного анализа и анализа метрического уровня.

NeRF, напротив, использует глубокое обучение для определения сцены как функции плотности объема. Его сила заключается в реалистичности рендеринга, а не измерений. Сетки, создаваемые NeRF, часто нестабильны и зашумлены и не подходят для надежного геометрического анализа. На практике фотограмметрия обеспечивает точную геометрическую основу, в то время как NeRF добавляет поверх нее высококачественный визуальный слой. Будущее картографии будет сосредоточено на объединении этих двух технологий для достижения как точности, так и фотореализма.
5. Где NeRF помогает в реальной геопространственной работе?
 
NeRF внедряется в критически важные приложения, где необходимы высокая визуальная точность и эффект полного погружения. Одно из основных применений — создание слоя «Цифровой город» для сложных цифровых двойников городов. Захватывая детальные материалы и текстуры городских сцен, NeRF обеспечивает перцептивную точность виртуальных моделей, что крайне важно для задач интеллекта, аналитики и моделирования.

Особенно ценное применение NeRF — создание синтетических, но фотореалистичных обучающих сред для передовых систем искусственного интеллекта, включая автономные транспортные средства. Некоторые компании, такие как Wayve Technologies, изучают крупномасштабные методы нейронного рендеринга для моделирования реальных условий вождения с гораздо большей визуальной реалистичностью, чем традиционные симуляторы. Изучая поведение света на реальных поверхностях, NeRF может создавать сцены, которые точно соответствуют внешнему виду и ощущениям реальных улиц, предоставляя инженерам более полные и реалистичные данные для тестирования и обучения своих моделей.
Обзор применения NeRF в системах восприятия для автономного вождения: (a) NeRF может использоваться для расширения данных путем реконструкции сцен как на основе сгенерированных данных, так и на основе собранных реальных данных. (b) Неявное представление NeRF и нейронная визуализация могут быть интегрированы в обучение модели для повышения производительности. Источник: Lei He et al.,
Методологии NeRF также изучаются для улучшения диагностических процессов. Например, при осмотре фасадов зданий NeRF может интегрировать данные RGB высокого разрешения с тепловизионной инфракрасной съемкой. Эта комбинация улучшает визуализацию аномалий, таких как тепловые протечки или трещины, за счет улучшения выравнивания и локализации этих дефектов в трехмерном пространстве. Эта способность объединять несколько типов данных в единое трехмерное представление демонстрирует потенциал NeRF как для городского планирования, так и для инженерных приложений.

6. Что по-прежнему сдерживает развитие NeRF?

Несмотря на многочисленные преимущества, NeRF по-прежнему сталкивается со значительными техническими проблемами, особенно в отношении вычислительных требований, масштабируемости и интеграции с существующими инструментами. Исторически одной из самых больших проблем были высокие вычислительные затраты и чрезвычайно длительное время обучения. Обучение одной сцены могло занимать десятки часов или даже дни на мощном оборудовании. Хотя недавние достижения улучшили скорость обучения, сам процесс объемного рендеринга по-прежнему требует значительных вычислительных ресурсов.

NeRF изначально был разработан для небольших объектов, поэтому его применение к масштабным сценам на открытом воздухе или в масштабе города создает серьезные проблемы масштабируемости. Исследователи разработали специализированные архитектуры, такие как Block-NeRF и PatchNeRF, которые разделяют сцену на несколько сетей для управления сложностью. Кроме того, способ представления сцен в NeRF создает структурное несоответствие с существующими инструментами ГИС и инженерии. Пока не будут разработаны стандартизированные методы интеграции, NeRF еще нельзя полностью использовать для анализа метрического уровня.

7. Каким может быть будущее?

Будущее нейронных полей излучения (Neural Radiance Fields, NeRF) сосредоточено на повышении производительности и приложениях реального времени. Вычислительные барьеры быстро падают. Например, технология NVIDIA Instant-NGP значительно ускорила процесс обучения. Благодаря ускорению обучения внимание теперь смещается к скорости рендеринга, что привело к разработке таких методов, как 3D Gaussian Splatting (3DGS). Этот метод представляет сцены с использованием явных гауссовых примитивов, обеспечивая рендеринг с высокой частотой кадров, что крайне важно для виртуальной реальности и интерактивных приложений в реальном времени.

В перспективе профессиональное 3D-маппинг, вероятно, будет сочетать NeRF и фотограмметрию в гибридном рабочем процессе. Фотограмметрия продолжит обеспечивать точную геометрическую основу, в то время как NeRF или 3DGS будут предоставлять гиперреалистичный визуальный слой. Такие компании, как Pix4D, лидер в области программного обеспечения для фотограмметрии, изучают эту интеграцию. Этот подход позволит использовать облачные инструменты, с помощью которых пользователи смогут создавать и транслировать сцены NeRF в формате видео высокой четкости на стандартных компьютерах, открывая двери для мгновенного и захватывающего 3D-опыта.

7. Какое будущее ждет Neural Radiance Fields?

Будущее нейронных полей излучаемости сосредоточено на повышении производительности и внедрении приложений реального времени. Вычислительные барьеры быстро исчезают. Например, технология Instant-NGP от NVIDIA значительно ускорила процесс обучения моделей. Благодаря этому внимание теперь переключилось на скорость рендеринга, что привело к разработке методов вроде 3D Gaussian Splatting (3DGS). Этот подход представляет сцены с использованием явных гауссовых примитивов, позволяя рендерингу с высоким количеством кадров, необходимым для виртуальной реальности и интерактивных приложений в режиме реального времени.

Впереди ожидается развитие профессиональных решений по созданию 3D-картографирования, которые объединят NeRF и фотограмметрию в гибридном рабочем процессе. Фотограмметрия продолжит обеспечивать точную геометрическую основу, тогда как NeRF или 3DGS будут отвечать за гиперреалистичный визуальный слой. Компании, подобные Pix4D, ведущему разработчику программного обеспечения для фотограмметрии, активно исследуют интеграцию этих технологий. Такой подход позволит пользователям создавать и транслировать сценарии NeRF подобно потоковым HD-видео на стандартных устройствах, открывая двери для мгновенных и погружающих 3D-впечатлений.

Попробуйте сами: Ресурсы для понимания Radiance Fields

Лучший способ понять NeRF — это поэкспериментировать с ним. Для начала можно использовать облачные платформы, такие как Luma labs AI или Nerfstudio, которые позволяют быстро создавать фотореалистичные 3D-сцены, используя загруженные изображения или видео со смартфона. Если у вас мощный графический процессор и вы предпочитаете запускать все локально, NVIDIA Instant-NGP — это отраслевой стандарт для быстрого обучения NeRF. Видеоуроки, такие как это руководство, упрощают начало работы.

Для тех, кто хочет углубиться в тему, минималистичные подходы и руководства подробно объясняют основной алгоритм. Наконец, настоятельно рекомендуется изучить 3D Gaussian Splatting для понимания текущего состояния высокопроизводительного рендеринга в реальном времени.

NeRF знаменует собой важный сдвиг в том, как мы создаем и воспринимаем 3D-контент. Он выводит визуальный реализм на уровень, которого редко достигают традиционные методы, приближая цифровые среды к тому, как мы видим реальный мир. Для геопространственной области ключевым моментом является то, что NeRF расширяет возможности, а не заменяет проверенные методы картографирования метрического уровня. Когда NeRF используется для кинематографической визуализации и создания иммерсивных цифровых двойников, а фотограмметрия обеспечивает точную геометрическую основу, результатом становится новый класс гибридных 3D-продуктов. Эти модели одновременно точны и визуально убедительны, предлагая более богатый и реалистичный способ понимания сложных пространств. Развитие этой технологии только набирает обороты, что поднимает захватывающий вопрос: насколько далеко могут зайти эти гибридные рабочие процессы по мере того, как мы движемся к действительно реальным цифровым мирам городского масштаба?

16 декабря / 2025